|
Обычай наряжать елку
Какой же Новый год без украшенной елки в доме, на площади, на улицах! Когда же елка стала символом новогоднего праздника?
В Австрии и Германии ещё с незапамятных времен по существовавшему благородному и красивому обычаю ко дню новогоднего праздника выращивали в кадках цветущие вишни - и "свечи мира" горели рядом с цветами на маленьком деревце. Так во многих домах на Новый год благоухала покрытая бело-розовыми и нежными лепестками, подобно нарядной невесте, новогодняя вишня, а не колючая ель.
Но справедливости ради следует отметить, что обычай наряжать елку тоже очень давний: ему около двух тысяч лет. Почему же люди стали украшать деревья? Уж очень велика была в древности магия дерева. В известном гороскопе друидов (древних кельтских жрецов, поклонявшихся лесу, деревьям) характер и судьба человека связаны с "его" деревом в зависимости от даты рождения. Наши древние предки верили, что в деревьях обитают ещё и духи растительности и плодородия, от которых якобы зависит урожай хлеба, фруктов и овощей. Но могущественные духи были не только добрыми, но и злыми, и нужно было их умилостивить подарками. Ну, а уж вечнозеленая ель занимала особое место среди всех деревьев. Она была священным центром, "мировым древом", символизировавшим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. Именно на ней, самой большой в лесу, ежегодно в конце декабря, когда начинался "солнечный" год, люди развешивали разные подарки для духов, чтобы сделать их добрее, чтобы получить богатый урожай. Вот и приносилась искупительная жертва, как бы воспроизводящая первую жертву сотворения мира.
К зеленым ветвям ели подвешивали яблоки - символ плодородия, яйца - символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия, орехи -непостижимость божественного помысла. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводят злых духов и нечистую силу (кстати, еловые ветви подвешивали и к потолку, ближе к дверям). Наряжали елку игрушками.
Этот веселый и уютный обычай проник в особняки и замки. А там росли принцессы. Вырастая, они выходили замуж за иноземных принцев (так уж раньше было заведено) и переносили германский зимний обычай в другие страны Европы.
Именно юная германская принцесса, выданная замуж за наследника британского престола, нарядила в конце XVII века первую елку в Англии. Другая принцесса из Германии научила этому французов. Кстати, некоторые ученые считают, что первая елка была украшена в XVI веке в Эльзасе (принадлежавшем ранее Германии, а сейчас это часть Франции). Позднее елочки (настоящие новогодние, а не веточки ели и сосны) пришли и к нам. Ну, а как же иначе? Как без них? Но, по правде говоря, случилось это не при Петре I, а лишь в 30-х годах XIX века. Судьба елочки в России сложилась не просто. В это время елки ставили на праздник только в домах петербургских немцев. А публично в столице елки начали ставить только с 1852 года. К концу XIX века они стали главным украшением и городских, и деревенских домов. В ХХ веке елки были неотделимы от зимних праздников вплоть до 1918 года, когда из-за принадлежности украшенной елки к Рождеству (то есть религии и церкви) она была запрещена на целых 17 лет - до 1935 года. И только в 1949 году 1 января стал нерабочим днем. Так что ставить елочки в домах - это не такое уж и древнее изобретение, как может показаться. Украшая новогоднюю елку, наши предки верили, что они делают злые силы добрее. Сейчас о злых силах давно забыли (хотя они наверняка есть), но без красавицы елки - всамделишной, прямо из леса, или красивой искусственной - по-прежнему не обходится ни один новогодний праздник.
Как у детей отняли праздник
В России первые рождественские елки появились в домах петербургских немцев. Первое упоминание о елке появилось в "Северной пчеле" накануне 1840 года.
В наши годы ряженье детей на праздниках елки представляется нам совершенно естественным, и мало кто задумывается над тем, что столь знакомые нам детсадовские и школьные елочные маски и персонажи "елочных" текстов, не известные народной святочной традиции, были придуманы педагогами и писателями второй половины XIX века.
Советская власть не сразу запретила елки - было не до этого. Из дневника Корнея Чуковского, 1920 год: "Поразительную вещь устроили дети, оказывается, они в течение месяца копили кусочки хлеба, которые давали им в гимназии, сушили их - и вот, изготовив белые фунтики с наклеенными картинками, набили эти фунтики сухарями и разложили их под елкой - как подарки родителям! Дети, которые готовят к Рождеству сюрприз для отца и матери! Не хватает ещё, чтобы они убедили нас, что все это дело Санта-Клауса! В следующем году выставлю у кровати чулок!"
XVI партийная конференция, прошедшая в апреле 1929 "года великого перелома", ввела пятидневку или непрерывную рабочую неделю. Новый производственный календарь отменял церковные праздники, день Рождества превратился в обычный рабочий день.
Вместе с Рождеством отменялась и елка, уже прочно сросшаяся с ним. Елка, против которой когда-то выступала Православная церковь, теперь стала называться "поповским" обычаем. В борьбу за её отмену включились печатные
издания и советские активисты. Предновогодними вечерами по улицам ходили дежурные и вглядывались в окна квартир: не светятся ли где-нибудь огни елок. "Новогоднюю елку ставили тайно, - вспоминает С. Н. Цендровская. -
Окна занавешивали одеялами, чтобы никто не видел".
Новый год к нам пришел
На исходе 1935 года в "Правде" появляется небольшая заметка, подписанная кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП (б) П. П. Постышевым: "Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!"
Автор призывает комсомольцев и пионерработников в срочном порядке устроить под Новый год коллективные елки для детей. В течение четырех дней (включая день опубликования статьи Постышева) в приказном порядке был "положен конец неправильному осуждению елки" и возрожден дореволюционный праздничный обычай. Но теперь, как следовало из напечатанного в "Правде" документа, елка называлась не рождественской, как прежде, а новогодней или просто советской.
Раиса Орлова вспоминает: "У нас встречали Новый тридцать седьмой год с шуточными стихами, вином, елкой, весельем и глубокой убежденностью: мы живем в прекраснейшем из миров. Новый год олицетворялся самой миниатюрной из наших девочек - Ханкой Ганецкой. Саша (Александр Галич. - Е.Д.) внес её на руках, завернутую в одеяло, к пиршественному столу... Кто мог предвидеть, что Ханке предстоит пережить смерть мужа, что её отца и брата расстреляют, мать посадят, а ещё через год она сама пойдет по этапу..."
Праздник в деревне начался традиционным хороводом вокруг елки, который организуют "молодые женщины в серых костюмах". Затем детей просят прочитать стихи, рассказать сказку и спеть хором песенку "В лесу родилась елочка..." И под конец появляется Дед Мороз, который приносит подарки - "самодельные кульки с румяными яблоками, дешевыми конфетами и ароматными пряниками, - их в деревне почему-то называли гороховыми". Во избежание того, чтобы кто-нибудь не остался обделенным, "новогоднее угощение" Дед Мороз "раздавал не просто так, а по списку, который зачитывали попеременно то светло-русая, то черноволосая".
От волнения автор воспоминаний был не в состоянии прочесть ни строчки, и "женщины с черными бантиками на шее от неожиданности растерялись. Десятки ребят с недоумением смотрели то на них, то на меня и, вероятно, думали, что подарочного кулька мне теперь не видать". Но все обошлось: пакет почти насильно всовывают мальчику в руки. Несмотря на конфуз, первая в жизни мемуариста елка в Опочке навсегда осталась в его памяти прекрасным событием его деревенского детства.
http://www.znanie-sila.ru
|