С новым годом!

2007 год - год красной свиньи.
Hosted by uCoz
Откуда пришел обычай встречать Новый Год?
Из истории Нового Года.
Биография Деда Мороза
Дед Мороз, Санта Клаус и Святой Николай
О календарях.
Первый Новый Год.
Каждый день - новый год
История новогодней елки.
Обычай наряжать елку.
История Московской Ёлки.
Русские традиционные праздники.
Как выбрать лесную красавицу.
Новогодние Традиции.
Наука зажигать.
Новогоднее вино.
Новогоднее гадание.
Галльский гороскоп.
Тотемный гороскоп.
Что в год Свиньи нам ожидать.
Гороскоп на 2007 год по знакам зодиака.
Пожелания рожденным в год свиньи.
Гороскоп на 2006 год по знакам зодиака.
Что год Собаки нам готовит?
Новогодние песни.
Новогодние анекдоты.
Новогодние анекдоты 2.
Анекдоты про собак.
На главную.

Первый Новый Год.




Над купеческими домами дым вставал с каждым рассветом. Почти месяц бурлила Москва, готовясь к невиданному торжеству. Дома побогаче (дворян, приближенных к царю, разбогатевших на военных подрядах, да удачливые снабженцы - купцы, умом да ловкостью только вчера выбившиеся из крепостных) сияли огнями с утра до ночи, и шум внутри стоял такой, что почтенные главы семейств, с тоской потирая гладко выбритые подбородки, прятались в верхних этажах, в запертых всегда гостевых покоях.

Да украдкой перешептывались друг с другом: "Блажь очередная - царю в голову, велено праздновать Новый год какой-то... А что это за зверь такой диковинный - год новый по-заграничному, и не ведает никто...". Говорили вполголоса, тайком, шепотом, ближе к вечеру. Не ровен час - подслушают, царю донесут. Царь Петр не жалует такие разговоры по старинке, ох, как не жалует! Характер у царя больно крутой.... На старости лет наберешься позора на свою голову... Ворчали старики, с трудом натягивая сшитые по заграничному одежки. Впрочем, их ворчание тонуло в бурном, радостном вихре голосов. Голоса были женские, счастливые, с утра до ночи - примерки, да подруги, да разговоры. Еще целый месяц, до огромного праздника! И разговоры только о празднике (никому не ведомом празднике), все о нем! Где уж тут вспоминать мрачное женское прошлое, если жизнь открывается такая сияющая и блестящая! Радостный вихрь праздника! И кому какое дело - свой, русский, праздник или завезенный из заграницы! Для них, новых барышень, теперь все будет по-другому, такие возможности открываются. Самые честолюбивые и разумные в перерывах между бесконечными примерками потихоньку твердили новые иностранные слова, чтобы блеснуть перед заграничными кавалерами. Да и перед своими не ударить лицом в грязь. Ведь торжество предстоит большое: елки со всей округи свозят во дворец сотнями, и шут их знает, что они делать-то будут с этими елками, но любопытно - просто силы нет! Целый месяц, с начала декабря, гудела Москва, предвкушая водоворот странных событий, первым из которых стал указ царя Петра.

"По примеру всех христианских народов - считать лета не от сотворения мира, а от рождества Христова, и считать Новый год не с первого сентября, а с первого января сего 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом. По знатным и проезжим улицам у ворот домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, против образцов, какие сделаны на гостином дворе. Людям скудным (бедным. - Авт.), хотя бы по древу или ветви одной над воротами поставить. По дворам палатных, воинских и купеческих людей чинить стрельбу из небольших пушечек или ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни. А где мелкие дворы - собраться пять или шесть дворов, - зажигать худые смоляные бочки, наполняя соломою или хворостом. Перед бурмистерскою ратушей стрельбе и огненными украшениями по их рассмотрению быть же...

Колоколам в церквях ночь всю звонить, возвещая о празднике...". Писанно в декабре 1699 года, лично царем Петром I.

Указ Петра I о встрече Нового года читался по всей Москве, повторялся богатым и бедным жителям снова и снова, возвещая о том, что для всей Руси (и не только Руси) наступает совершенно новая жизнь. Раньше Новый год отмечали по старинке - 1 сентября, да и не был этот день праздником. Просто отмечали в домашних святцах да в торговых бумагах купцы, что еще один год прошел. А теперь... Теперь - всю ночь, значит, веселиться, и столы накрывать, и танцы устраивать. Да еще и дочерям на выданье новые наряды шить, чтоб не отпугнули убогостью своей приличных женихов. Но указ Петра - есть указ. Поворчала Москва по-стариковски, да принялась праздновать. Впрочем, порицание подобное новшество вызвало не у всех. Люди простые да молодежь всех сословий приняли новый праздник с радостью. Ну еще бы - столько приятных вещей! Во-первых, гуляй всю ночь - праздник, на улицах для народа столы накрыты. Во-вторых, кругом елки и сосны. Красота! Недаром в царском указе специально велено: зажигать в новогоднюю ночь костры, украшать дома зеленью - соснами и елками, поздравлять друг друга и веселиться. А для тех, кто побогаче да познатней - обычай дарить друг другу приятные подарки, так, как это принято в европейских странах. И уж конечно всю ночь танцевать на балу. На самом настоящем балу!

Молодые замужние женщины и девушки - те вообще приняли царский указ с восторгом! Ведь именно Петр I открыл для женщин новую жизнь. Забежав немного вперед (на много веков) с полной уверенностью можно отметить, что именно благодаря Петру I современные женщины добиваются в обществе, политике, бизнесе таких успехов, блистая во всех слоях многогранной жизни. Именно Петр впервые освободил женщину, позволив занять соответствующее место в обществе и при дворе. Петр избавил от рабства, вызволил из клетки, позволил учиться, думать, говорить. В Древней Руси женщина была погребена дважды: вначале - в доме отца, потом - в доме мужа. Женщина была наглухо заперта в тереме, как в тюрьме. Ей не позволялось думать, говорить, даже есть в присутствии мужчин. Женщина была обязана прятать свое тело под длинной и закрытой наглухо одеждой, носить тяжелый головной убор замужней женщины, проводить дни в рукоделии и хлопотах по дому. Муж имел право бить жену за любую провинность и даже убить. Если жена надоела, мужчина мог до конца жизни запереть ее в глухой монастырь. Женщина была жалким, бесправным, забитым существом, о каких праздниках могла идти речь при такой жизни! Но Петр освободил женщину, позволил проявлять ум и характер, одел в европейские платья и заново вывел в жизнь, позволив занять соответствующее место, блистать в обществе и мире так, как мог блистать раньше только мужчина. При Петре женщины стали украшением и лицом двора. Они начали учиться грамоте и чтению, иностранным языкам, этикету, искусству носить модную одежду, умению вести себя в обществе, поддерживать светский разговор и переписку (с подругами и любовниками, как полагалось светской даме).

В честь первого Новогоднего праздника должен был состояться огромный бал. Еще до темноты, днем 31 декабря, вся Москва разукрасилась зеленью елок и елей, огнями костров, разноцветными фонарями. Колокола звонили, не переставая, во всех церквях. Кабаки были открыты день и ночь, во многих еда и выпивка по велению царя были бесплатными. По Москве носились ряженые в вывороченных шубах, измазанные сажей, орали, бесновались, пили... У ворот Китай-города прибили второй царский указ: "Боярам, царедворцам, служилым людям, приказным и торговым ходить отныне и безотменно в венгерском платье, весной же, когда станет от морозов легче, носить саксонские кафтаны". И рядом, на крюках, повесили образцы. А дальше в указе повелевалось на праздник шить новое, праздничное платье и одеваться нарядно, чтобы день праздника отличался от обыкновенного дня. Сам царь вместе с приближенными объезжал знатные дома, проверял, как идет подготовка к празднику, завезены ли елки, шьют ли заграничное платье, учат ли жены и дочери бояр модные танцы, иностранные языки, умеют ли поклониться, присесть в реверансе, и вообще - готовится ли выполнять царский указ данный дворянский дом. Столы накрывались, ломились от закусок, напитки лились рекой, все пили, ели, пели песни. За стол садились все, кто был в доме, жены, дочери, матери, разумеется, кроме слуг. Было и недовольство - плохо скрытое, тайное и оттого вдвойне опасное, недовольство тех, кто привык жить по-старинке и не терпел, когда ломали стоявшийся образ жизни. Это исконное свойство народа: недовольство всем современным и новым, способность и желание встречать в штыки, ненавидеть то, что отличается от привычного уклада жизни. На тайных собраниях раскольников и людей, уже готовых к бунту, все чаще и чаще звучали страшные голоса о том, что по Москве, дурачась, разъезжает сам дьявол, а Новый год с первого января станет праздником сатаны... Голоса звучали все страшнее и громче, пытаясь заглушить веселье. И к утру 1 января, когда ослепительный бал в честь первого Нового года уже подходил к концу, только царь Петр и несколько самых близких к нему людей знали чудовищную весть: в ночь с 31 декабря на 1 января в поселке возле Выг-озера свыше 600 человек раскольников (крестящихся по старинке двумя пальцами, а не тремя. - Авт.) , в их числе женщины, дети малолетние и старики, сожгли себя живьем. Заперлись в амбар и подожглись. Страшный дым стоял над пожарищем. Сгорели все, до одного.

Наверное, сейчас, в современной жизни, садясь за праздничный стол, мы даже не знаем, не вспоминаем о том, почему ночь с 31 декабря на 1 января стала праздником, любимым всеми. Одно из значительных достижений Петра I (и его никак нельзя умалить) - это то, что не существует ни одного человека, который не любил бы Новый год, не радовался этому празднику, не ждал его с нетерпением.



Ирина Лобусова







Rambler's Top100 CyberTown.ru
Hosted by uCoz